Стройка и ремонт - Сultarea

Биография. Иван лакеев Воробьев Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Лакеев родился в 1908 году в д. Слобода (ныне Дзержинский район Калужской области) в семье рабочего. Русский.

Окончил 7 классов школы и рабфак. Жил в Ленинграде, работал грузчиком, рабочим на заводе «Электросила». Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 года.

В РККА с 1931 года. В том же году закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, затем, в 1933 году - Энгельсскую школу военных лётчиков.

С марта 1936 года - младший лётчик 107-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

В 1936 году, после начала Гражданской войны в Испании, руководством страны было принято решение о направлении туда советских военных специалистов-добровольцев. В начале ноября туда прибыла группа из 31 лётчика-истребителя 83-й бригады, среди которых был и лейтенант Лакеев. В ходе боевых действий командовал эскадрильей И-16. По некоторым данным за время командировки сбил лично 12 самолётов противника и 16 в группе, что делает его одним из самых результативных лётчиков-истребителей 1930-х годов. Вернулся на родину в августе 1937 года.

С июля 1938 - командир 16-го истребительного авиаполка, с марта 1939 года исполнял обязанности начальника истребительного отдела Управления ВВС РККА. В этой должности откомандировывался в районы боевых действий и участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.

В апреле 1940 года назначен заместителем начальника лётно-технической инспекции 1-го Управления ГУ ВВС РККА, в июле стал зам. генерал-инспектора ВВС Красной Армии. В том же году ему присвоено звание генерал-майора авиации.

Был командующим ВВС 5-й армии. В апреле 1941 года с понижением в должности назначен заместителем командира 14-й смешанной авиадивизии.

Во время Великой Отечественной войны командовал 235-й истребительной авиадивизией.

В 1952 году закончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. Занимал различные ответственные должности, был заместителем командующего 22-й воздушной армии.

С 1955 года в отставке, жил в Москве.

Награды

  • Орден Красного Знамени (2 января 1937)
  • Герой Советского Союза (3 ноября 1937, медаль № 63)
  • Орден «За Воинскую Доблесть» (МНР) (10 августа 1939)
  • Орден Красного Знамени (29 августа 1939)


Родился 23 февраля 1908 года в деревне Слобода (ныне Дзержинский район Калужской области). Окончил 7 классов. Работал в Ленинграде на заводе "Электросила", учился на рабфаке электромеханического института. С 1931 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1933 году - Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 107-й истребительной авиационной эскадрильи (83-я истребительная авиационная бригада Белорусского военного округа), с ноября 1936 года - старший лётчик.

С ноября 1936 года по 13 августа 1937 года принимал участие в гражданской войне в Испании. Был пилотом и старшим лётчиком, с мая 1937 года командовал 1-й эскадрильей истребителей И-16. Совершил 312 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения особого знака отличия ему вручена медаль "Золотая Звезда" № 63.

В ноябре 1937 года назначен командиром 68-й истребительной авиационной эскадрильи, а в июле 1938 года - командиром 16-го истребительного авиационного полка. С марта 1939 года - начальник отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Участвовал в боях с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 году. Боевую работу вёл в составе 70-го ИАП (некоторое время командовал полком) и Управления ВВС 1-й Армейской группы (заместитель командующего), выполнил несколько боевых вылетов на И-16, побед не имел. Зимой 1939-1940 гг. принимал участие в Советско-Финляндской войне.

С апреля 1940 года полковник И. А. Лакеев - заместитель начальника лётно-технической инспекции Главного управления ВВС РККА. 4 июня 1940 года ему присвоено звание генерал-майора авиации. С июля 1940 года - заместитель главного инспектора ВВС РККА по истребительной авиации. В апреле 1941 года снят с должности "за недостатки в работе" и назначен с понижением заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии в Луцке, летал на И-16.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. За большие потери, понесённые дивизией в начальный период войны, ещё раз понижен в должности. С января 1942 года по март 1943 года командовал 524-м истребительным авиационным полком, летал на И-16 и ЛаГГ-3. С апреля 1943 года и до конца войны командовал 235-й истребительной авиационной дивизией (в августе 1944 года преобразована в 15-ю Гвардейскую ИАД), летал на Ла-5 и Ла-7, лично сбил 1 самолёт-разведчик.

За свою долгую боевую деятельность И. А. Лакеев уничтожил не менее 13 самолётов противника (точный боевой счёт не установлен).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. Командовал истребительной авиационой дивизией в Средней Азии. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего 22-й Воздушной армии. С 1955 года Гвардии генерал-майор авиации И. А. Лакеев - в запасе. Жил в Москве. Умер 15 августа 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина (03.11.1937), Красного Знамени (02.01.1937, 04.07.1937, 29.08.1939, ...), Суворова 2-й степени (15.04.1944), Кутузова 2-й степени (29.05.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (21.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (10.04.1985), Красной Звезды; медалями, иностранными орденами, в том числе орденом "За воинскую доблесть" Монгольской Народной Республики (10.08.1939).


* * *

Список известных воздушных побед И. А. Лакеева:

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Из материалов прессы предвоенных лет:





Из фотоматериалов разных лет:

Этапы большого пути...

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и рабфак. Жил в Ленинграде. Работал грузчиком в порту, а затем разметчиком на заводе «Электросила». Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 г.

В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 13.08.37 гг. Летал на И-16. Командовал звеном, а затем эскадрильей. Был дважды ранен в воздушных боях. Совершил 312 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, сбил 12 самолётов лично и 16 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37).

9.11.37 г. лейтенант Лакеев совершил первый боевой вылет в небе Мадрида.

13.11.37 г. он участвовал в групповом воздушном бою, в котором были сбиты капитан Тархов и старший лейтенант Бочаров. Тархов умер в Мадридском госпитале, а Бочаров приземлился на территории, захваченной мятежниками…

Спустя два дня на аэродром Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский самолет сбросил на парашюте ящик. Вскрыл его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну установили, что это останки Владимира Бочарова.

В двух следующих боях эскадрилья «Москас» без потерь со своей стороны сбила десять самолётов противника. Лакеев лично сбил один «Фиат».

2.01.37 г. все лётчики 107-й эскадрильи, в т.ч. и лейтенант Лакеев, были награждены орденом Красного Знамени, инженеры и техники - орденом Красной Звезды.

Лучшие дня

Вскоре в бою с десятью «Фиатами» он сбил один истребитель мятежников, но и сам был дважды ранен. Его направили в госпиталь, но уже на третий день он вернулся в часть. Ходил на перевязки и продолжал летать.

18.02.37 г. сбил истребитель противника.

В 11.00 39 республиканских истребителей перехватили 6 «юнкерсов» прикрытых 50 истребителями. Республиканцы сбили 6 истребителей противника, но и сами потеряли 4 самолета.

20.02.37 г. сбил еще один истребитель «хейнкель».

В этот день 30 республиканских истребителей встретились с 3 «юнкерсами» и 22 истребителями.

В марте 1937 г. участвовал в разгроме механизированных колонн итальянских интервентов под Гвадалахарой.

25.03.37 г. сбил бомбардировщик Ju.86 в группе.

В мае 1937 г. после гибели капитана Колесникова был назначен командиром эскадрильи истребителей И-16. Занимался вводом в бой недавно прибывших в Испанию советских летчиков.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: «В конце мая мы перебазировались на аэродром Аль-Кала-де-Энарес, километрах в 30 от Мадрида, и влились в ряды воздушных защитников испанской столицы. Командование вновь сформированной эскадрильей И-16 принял Иван Алексеевич Лакеев. Этот небольшого роста, подтянутый и энергичный командир произвёл на нас самое благоприятное впечатление. К тому же, Иван Алексеевич, воевавший в Испании уже не один месяц, имел боевой опыт и несколько сбитых фашистских самолётов на своём счету. У такого командира было чему поучиться нам, новичкам, и Лакеев щедро делился всем, что постиг в небе Испании».

В июле 1937 г. он участвовал в боях под Брунете.

8.07.37 г. в 16.00 республиканские истребители атаковали группу самолетов противника из 5 «юнкерсов» и 12 «фиатов». Эскадрилья И-16 Ивана Лакеева атаковала «фиаты» и сбила 2 из них. Остальные истребители атаковали бомбардировщики и сбили один из них. У республиканцев потерь в бою не было.

12.07.37 г. крупный воздушный бой произошел в районе Эль-Эскориал – Сан-Мартин – Навалькарнеро – Аравака. Эскадрильи Лакеева, Виноградова, Шевцова (29 И-16) и эскадрилья Еременко (8 И-15) неожиданно атаковали авиагруппу противника, состоявшую приблизительно из 40 «фиатов» и «хейнкелей». В результате боя эскадрилья Лакеева записала себе на счет 2 «фиата», эскадрилья Виноградова - 1 «фиат», а эскадрильи Шевцова и Еременко - по 2 «фиата» и 1 «хейнкелю». Столько же побед было заявлено и итальянцами: 5 И-15 и 4 И-16. Еще об одном сбитом И-15 заявили летчики-националисты. С республиканской стороны был потерян один И-15.

В начале августа загранкомандировка Лакеева закончилась, и он вернулся на Родину.

3.11.37 г. лейтенанту Лакееву Ивану Алексеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 63.

Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

2.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой опыт, полковник Лакеев прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был заместителем командующего истребительной авиацией 1-й армейской группы. Был награжден третьим орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).

В июне 1939 г. полковник Лакеев руководил подготовкой летного состава ВВС 1-й армейской группы к предстоящим боям. За светлое время суток он ежедневно проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором.

22.06.39 г. в ходе крупнейшего на тот момент в истории войн воздушного сражения лично сбил 2 японских самолета.

Генерал-майор авиации Ворожейкин вспоминает: «Невысокий, статный, спокойный. В его фигуре и голосе не было зримых черт мужества. И только в глазах виделись упорство и настойчивость. В общении он был душевным человеком, требовательным командиром, компанейским товарищем. За его плечами была большая жизнь… он стал не только учителем для нас, молодых, необстрелянных летчиков, но и организатором управления истребительной авиацией с земли. Тогда на истребителях еще не было радио. Лакеев смастерил огромную полотняную стрелу, которая выкладывалась у наземного командного пункта, и с ее помощью летчикам сообщалось, в каком направлении и на какой высоте находятся японские самолеты. Эта стрела заменяла нам радио».

Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 г..

19.09.39 г. принял меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме.

Участвовал в советско-финской войне.

4.06.40 г. Лакееву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

18.08.40 г. он возглавлял пилотажную пятерку во время авиационного праздника в Тушино.

В конце апреля 1941 г. после совместного совещания Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны, посвященного вопросам укрепления дисциплины в авиации, в числе прочих был подписан приказ: «В целях лучшего служебного использования генерал-майора авиации И.А. Лакеева назначить заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии с местом дислокации в городе Луцк».

Это было серьезное понижение, однако, учитывая трагическую судьбу других генералов-«испанцев», можно сказать, что ему еще повезло...

14-я смешанная авиадивизия, которой командовал полковник Зыканов, имела в своем составе три истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й иап (180 истребителей И-16 и И-153, в т.ч. 28 неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днем в сложных метеоусловиях.

Вспоминает полковник Архипенко: «В мае 17-й истребительный авиаполк с аэродрома Любитов, находившегося восточнее Ковеля (зимние квартиры), перебазировался на аэродром Велицк в район станции Голобы на лагерный летний период для продолжения обучения летного состава, повышения боевой подготовки и восстановления притупившихся после зимнего перерыва навыков техники пилотирования.

Наш полк был четырехэскадрильного состава, вооруженный «Чайками» - истребителями И-153...

За короткий период пребывания в лагерях летный состав восстановил боеготовность: успешно и без происшествий летал днем и ночью. Полк наш был настолько хорошо подготовлен, что взлетал даже ночью строем в составе эскадрильи. Я сам позднее летал ночью, но такого в жизни не приходилось видеть, чтобы эскадрилья взлетала строем ночью, как днем.

14-я смешанная авиационная дивизия, в которую входил полк, находилась в Луцке... Два других авиаполка дивизии, имевшие на вооружении И-16, один в Луцке, а другой - на аэродроме неподалеку от Дубно.

Перед войной мы летали очень много, занимаясь всеми видами боевой подготовки. Буквально накануне войны летчики авиаполка начали осваивать бомбометание на полигоне, для чего к нам было завезено несколько тонн бомб разного калибра...

Обстановка на аэродроме перед войной была сложной, хватало неразберихи и бестолковщины.

1. Очень много было гражданского населения из близлежащих деревень, занятого на строительстве взлетно-посадочной полосы и затесавшихся среди него шпионов, которые следили за аэродромом.

2. Простаивало около 70 самолетов И-15 устаревшей конструкции с неубирающимися шасси, подлежащих передаче в авиационные училища.

3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолетов МиГ-1 из 15-й иад, прилетевших из-под Львова для переучивания летного состава нашего полка.

4. Командный пункт был оборудован на окраине аэродрома, на кладбище.

5. Летно-технический состав жил в деревне за несколько километров от аэродрома, и только небольшая часть в помещичьем имении, находившемся в 200 метрах от аэродрома.

6. Семьи летно-технического состава жили в Ковеле и по субботам командиры разъезжались к своим семьям».

Генерал-майор авиации Лакеев участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня.

Полковник Архипенко вспоминает: «22 июня в 4 часа 25 минут все кругом содрогнулось от взрывов, и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный удар по аэродрому, один самолет пролетел так низко, что я увидел стрелка... Не успели опомниться от первого удара, как на аэродром был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было - это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэродром летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня наш аэродром четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153.

Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому младший лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов - никаких, лишь внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким-то чудом.

Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боев в Испании заместитель командира 13-й сад генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял командование в свои руки, хотя связи никакой не было и, что самое страшное, аэродром оказался в изоляции.

Мой техник самолета Семенов все время докладывал мне, что мой самолет цел, повреждений не имеет, и я просил генерала Лакеева отпустить меня с КП. Он, однако, не отпускал меня, так как я в то время был его единственным помощником. На КП кроме генерала, меня и двух солдат - связистов никого не было.

Запомнилось, что во время третьего в то утро налета, когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, генерал Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлет звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звезда Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлетом звена, у меня прошел мандраж, перестали трястись ноги, и я успокоился. Спокойствие известного генерала помогло мне побороть страх, придало мужество в самый нужный момент, когда бомбы падали возле КП, с грохотом рвались, и земля ходила под ногами. Пример храброго генерала не раз помогал мне в трудные минуты моей военной жизни быть смелым и честным защитником нашей Родины…

Ранним утром 23 июня мы были на аэродроме. Исправных самолетов насчитывалось штук 25 - 30, более сотни были повреждены осколками, остальные сгорели. В этот день старые летчики летали на бомбометание и штурмовку колонн противника, которые двигались на Луцк».

22.06.41 г. полки дивизии, базировавшиеся под Луцком, потеряли на земле 46 самолетов.

В конце 1941 г. Лакеев участвовал в контрударах под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.

29.04.43 г. он был назначен командиром 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии, которой командовал до конца войны.

Вспоминает Гречко: «В мае и июне - истребители-перехватчики 5-й воздушной армии уничтожили на высоте 5-6 тысяч метров девять одиночных фашистских разведчиков...

Из девяти уничтоженных самолетов-разведчиков один сбил командир 235-й авиадивизии Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев, прославленный летчик, участник воздушных боев в Испании, Вернувшись из полета, он приехал к нам в Репное, чтобы доложить о своем успехе командарму. Я присутствовал при его докладе. Он был на редкость кратким в своеобразным.

Помните, товарищ командующий, я обещал догнать и сбить разведчика? - обращаясь к генералу Горюнову, сказал Иван Алексеевич. - Вот и выполнил обещание. Сбил…

Горюнов сердечно поздравил комдива еще с одной победой. Лакеев в ответ озорно улыбнулся и с нескрываемым удовлетворением произнес:

Партия и правительство знают, кому присваивать Героя, я их не подведу!».

В сентябре-декабре 1943 г. в составе 2-й ВА Воронежского фронта 235-я иад участвовала в Киевской наступательной операции.

Вспоминает журналист Бронтман: «1943 год… 22 ноября был у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева. Он командует истребительной дивизией (Ла-5). Когда-то был ведущим знаменитой пятерки на всех тушинских «днях авиации». Был участником испанской, финской, халхингольской войн. Вся грудь - в отметках. Маленький, живой.

Сколько дивизия сбила?

Было 613. Да в эти дни штуки четыре.

Сколько у лучшего летуна?

А у тебя?

За эту войну 1, да 2 в группе.

А за все войны?

16. Да разве дело в сбитых? Наше дело - не пущать к своим, защищать их. А сбивать - это раз плюнуть.

Жаловался, что забыли его».

При этом, надо отметить, что «Партия и правительство» на самом деле о Лакееве не забыли. За мужество, проявленное в воздушных боях над Курской дугой и в Киевской наступательной операции, он был награжден медалью «За боевые заслуги». Это была первая боевая награда генерала Лакеева за годы Великой Отечественной войны.

С конца 1943 г. в составе 10-го истребительного Сталинградского авиакорпуса 2-й ВА 1-го Украинского фронта 235-я иад участвовала в освобождении Правобережной Украины.

Провел два дня у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева... Говорил с летчиками, командирами.

Инженер-майор докладывал при мне генералу о ремонте самолетов. Дело шло медленно. Лакеев поморщился:

До Берлина еще долго идти. Давай быстрее!

Вечером он насел на меня:

Достань мне учебник немецкого языка. Самый простой, школьный. И словарь. Сяду учить, понадобится. Не могу же я, генерал, идти по Германии, не зная языка».

25.04.44 г. 235-я истребительная Сталинградская авиадивизия была перебазирована в Прикарпатье для отражения контрудара немецких войск.

C 12.07.44 г. дивизия участвовала в Львовско-Сандомирской операции.

Приказом НКО СССР № 0270 от 19.08.44 г. 235-я иад была преобразована в 15-ю гвардейскую истребительную авиадивизию.

С середины января 1945 г. дивизия действовала на кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево.

С 10.03.45 г. в составе 8-й ВА 4-го Украинского фронта 15-я гиад участвовала в Моравско-Остравской операции.

К концу войны летчиками дивизии было уничтожено 910 вражеских самолетов.

За это время командир 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии генерал-майор авиации Лакеев был 14 раз удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе!

Всего за четыре войны он сбил 16 самолетов лично и 16 в группе.

После войны командовал истребительной авиадивизией в Среднеазиатском военного округе. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1955 г. - в запасе.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Иван Лакеев родился в деревне Слобода Калужской губернии 23 февраля 1908 года. После переезда в Ленинград учится на вечернем отделении электромеханического института, работает портовым грузчиком.

После призыва в армию оканчивает здесь же военно-теоретическую школу летчиков и 14-ю Энгельсскую военную школу летчиков, направлен для прохождения службы в 107-ю эскадрилью в 83-ю авиабригаду БелВО.

В войне в Испании участвует с ноября 1936-го по середину августа 1937 года на истребителе И-16 сначала в качестве командира звена, потом – эскадрильи. Имеет два ранения. За 312 вылетов одержал в 50 воздушных боях 12 побед лично, еще 16 самолетов противника сбил в составе группы.

Звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» за номером 63) было присвоено Лакееву 13 ноября 1937 года.

Вместе с другими летчиками, имевшими опыт боев в Испании, был направлен на усиление авиационных частей во время советско-японского военного конфликта на Халхин-Голе. Принимал непосредственное участие в боях, хотя занимал высокую должность заместителя командующего истребительной авиацией в 1-й армейской группе. В ходе самого масштабного в военной истории на тот момент сражения в воздухе 22 июня 1939 года сбил два самолета японцев лично. Отмечен орденом правительства Монголии «За воинскую доблесть».

В том же году принимал участие в освобождении Западной Украины, а также Западной Белоруссии, в «зимней войне» с белофиннами. Уже в звании генерал-майора авиации был лидером пилотажной пятерки на авиационном параде в Тушине.В Военно-Воздушных силах страны имел очень большой авторитет и был серьезно озабочен тем, как обстоят дела в отечественной авиации. Несмотря на частые встречи на кремлевских приемах со Сталиным, чудом не пострадал перед Великой Отечественной и в самом начале ее от массовых репрессий, затронувших практически все военное руководство.Принимал участие в контрнаступлении под Тихвином и Волховом, под Ростовом-на-Дону.С апреля 1943 года возглавил 235-ю Сталинградскую дивизию истребительной авиации, командовал ею до конца войны. Дивизия Лакеева была задействована при освобождении Киева, отражении вражеских контратак в Прикарпатье, в Львовско-Сандомирской наступательной операции. Под руководством Ивана Алексеевича соединение стало гвардейским, участвовало в освобождении Чехословакии, последней боевой стала Моравско-Остравская операция.Всего за время командования Лакеева летчики его дивизии уничтожили в небе и на земле 910 неприятельских самолетов, а сам Герой 14 раз был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего в приказе! Лично Лакеев за Великую Отечественную сбил 16 самолетов, еще 16 побед одержал в группе.

До учебы в Военной академии Генерального штаба возглавлял дивизию истребительной авиации в военном округе в Средней Азии.Вышел в звании генерал-майора авиации в запас в 1955 году.

Иван Алексеевич Лакеев (23 февраля 1908, Калужская губерния - 15 августа 1990) - советский лётчик-истребитель, лётчик-ас, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Биография

Иван Алексеевич Лакеев родился в 1908 году в д. Слобода (ныне Дзержинский район Калужской области) в семье рабочего. Русский.

Окончил 7 классов школы и рабфак. Жил в Ленинграде, работал грузчиком, рабочим на заводе «Электросила». Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 года.

В РККА с 1931 года. В том же году закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, затем, в 1933 году - Энгельсскую школу военных лётчиков.

С марта 1936 года - младший лётчик 107-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

В 1936 году, после начала Гражданской войны в Испании, руководством страны было принято решение о направлении туда советских военных специалистов-добровольцев. В начале ноября туда прибыла группа из 31 лётчика-истребителя 83-й бригады, среди которых был и лейтенант Лакеев. В ходе боевых действий командовал эскадрильей И-16. По некоторым данным за время командировки сбил лично 12 самолётов противника и 16 в группе, что делает его одним из самых результативных лётчиков-истребителей 1930-х годов. Вернулся на родину в августе 1937 года.

С июля 1938 - командир 16-го истребительного авиаполка, с марта 1939 года исполнял обязанности начальника истребительного отдела Управления ВВС РККА. В этой должности откомандировывался в районы боевых действий и участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году и в советско-финской войне 1939-1940 годов.

В середине марта 1940 года назначен заместителем начальника Лётно-технической инспекции 1-го Управления ГУ ВВС РККА, с 14 октября стал зам. генерал-инспектора ВВС Красной Армии. В том же году ему присвоено звание генерал-майор авиации. В ходе реорганизации Инспекции в марте 1941 года назначен заместителем командира 14-й смешанной авиадивизии.

Во время Великой Отечественной войны находился в распоряжении командующего ВВС Юго-Западного фронта, с января 1942 года генерал-майор авиации Лакеев командовал 524-м истребительным авиационным полком, с 10 марта командовал 235-й истребительной авиадивизией, переименованной 19 августа 1944 года в 15-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Командовал её до конца войны. С октября 1947 года проходил обучение на КУНС при Военно-воздушной академии, по окончании которых в 1948 году назначен на должность командира 13-й гвардейской иад.

В 1952 году закончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. Занимал различные ответственные должности, был заместителем командующего 22-й воздушной армии.

С 1955 года в отставке, жил в Москве.

Награды

  • Герой Советского Союза (3 ноября 1937, медаль № 63);
  • орден Ленина (3 ноября 1937);
  • четыре ордена Красного Знамени (2 января 1937, 4 июля 1937, 29 августа 1939, 1951);
  • орден Суворова 2-й степени (10.01.1944);
  • орден Кутузова 2-й степени (29.05.1944);
  • орден Богдана Хмельницкого 2-й степени (23.05.1945) ;
  • орден Отечественной войны 1-й степени (06.11.1985);
  • орден Красной Звезды (1946);
  • орден Красного Знамени за воинскую доблесть (МНР) (10 августа 1939);
  • медали.

Вам также будет интересно:

Предсказания по кофейной гуще Гадание на кофейной гуще аист
Гадание на кофейной гуще - вид гадания, в котором предсказания производятся после изучения...
Бухгалтерский учет спецодежды: поступление, сроки эксплуатации, списание Как списать испорченную спецодежду со склада
Трудовое законодательство РФ в ст. 221 ТК РФ регламентирует обязанность работодателей...
Штраф за несвоевременную сдачу декларации 6 ндфл
Какие предусмотрены штрафы за несдачу 6-НДФЛ в 2019 году? Предусмотрена ли ответственность...
Золотые парашюты накрыли бывших полицейских  Дело о золотых парашютах в мвд
Нынче генералитет находится под пристальным прицелом Закона. Российское общество требует от...
Главный следователь московской полиции подал в отставку после серии разоблачений
Пользователям и правообладателям: Никто не является коррупционером, пока его вина не...