Стройка и ремонт - Сultarea

К чему снятся грузди во сне женщине

Какие встречаются ядовитые ягоды в россии

Нужно ли получать высшее образование?

Конспект занятия по постановке звука Этапы постановки звука ш конспект занятия

Интересное о Березе. Монастырь картезианцев. Это тоже интересно

Зарплаты учителей в россии и их повышение

Материнский корабль Что находится за Солнцем

Предсказания по кофейной гуще Гадание на кофейной гуще аист

Бухгалтерский учет спецодежды: поступление, сроки эксплуатации, списание Как списать испорченную спецодежду со склада

Штраф за несвоевременную сдачу декларации 6 ндфл

Золотые парашюты накрыли бывших полицейских  Дело о золотых парашютах в мвд

Главный следователь московской полиции подал в отставку после серии разоблачений

Вопрос времени: Европа переходит на летнее время, а Беларусь нет Когда европа переходит на летнее время

Гороскоп на июль для женщины знака близнецы Гороскоп на июль близнецы мужчины

Синтетические и аналитические счета

Значение выделенных слова ветхую детство сурикова. Анализ стихотворения суриков детство. Построение проекта выхода из затруднений

Стихотворение «Детство» И. Суриков написал в 1865 г. На тот момент поэту было 24 года, и он только начинал свое восхождение на литературный Олимп. Известно, что детство Иван Захарович провел в деревне. Беззаботная пора навсегда сохранилась в его памяти и в анализируемом стихотворении.

Главная тема произведения – веселое течение детских лет. Она тесно переплетается с зимними мотивами и мотивом семьи. Автор прославляет детство, ведь в эту пору сердце еще не омрачено бедой, показывает чистую душу ребенка, незапятнанную завистью или ложью. Также И. Суриков демонстрирует красоту зимы.

Рассказ ведется от имени лирического героя. Это мужчина, вспоминающий о своем детстве. Постепенно он полностью сливается с маленьким мальчиком. В первых строках лирический герой показывает читателю родную деревню и родительский дом. Потом рассказывает о любимой забаве деревенской детворы – катании на санках. Спуск заканчивает тем, что мальчишка кубарем скатывается в сугроб, но ни на секундочку не огорчается этому.

Ребячье веселье продолжается до наступления темноты. Мальчишка признается, что прозяб, но домой не хочет. Только вьюга заставляет его забежать в теплую избу. А там царит атмосфера уюта и сказок. Лирический герой вспоминает, как забирался на печи к бабушке и прислушивался к вьюге. С печи было хорошо видно деда, плетущего лапти и матушку, которая прядет лен. Этот эпизод стихотворения И.З. Сурикова особенно интересен, ведь колоритно воспроизводит крестьянский быт.

С теплотой лирический герой рассказывает, как засыпал под бабушкины сказки. Во сне к нему приходили герои народных сказок: Иван-царевич, жар-птица и серый волк. Таким образом, И. Суриков вводит в стихотворение фольклорные мотивы. Писатель умело передает фантазии ребенка, рассказывая, как во сне мальчишка бродит по «чудному саду», пытаясь поймать жар-птицу. Маленького героя ловит стража, и он просыпается от страха.

Утром ребенок замечает бабушку, которая молится перед иконами. Страх, испытанный во сне моментально улетучивается. Воспоминание о молитве – художественная деталь, показывающая важную черту русских крестьян – непоколебимую веру в Бога. В последней строфе лирический герой возвращается к облику взрослого мужчины. Он обращается к детским годам, с ностальгией вспоминая об их беззаботности. Обращение риторическое, ведь адресант понимает, что прошлое не вернуть.

Анализируемое произведение по смыслу делится на несколько частей: рассказ о зимних забавах, описание крестьянской семьи, воспроизведение волшебного сна мальчика, обращение к детству. Формально стихотворение делится на катрены с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Сказочный мир детства автор воссоздал при помощи художественных средств. В произведении есть метафоры («воет вьюга за окном», «сердце так и мрет», «в трубе сердито ветер злой поет»), эпитеты («гора крутая», «весело хохочут», «ветхая шубенка») и гипербола («зимний вечер длится, длится без конца»).

У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям Суриков, автор стихотворения «Детство». В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство – прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве. Любой маленький человечек найдет в своем следующем дне – что-то новое и интересное, что будет для него открытием. Суриков в стихотворении «Детство» показывает, что никто никогда не был точен и уверен в своем первооткрывании какого-то явления, как малыш.

Стих поделен на несколько этапов. Первая часть раскрывает читателю красоту природы зимой, и что она – для природы в целом. Вторая же часть раскрывает, какая у зимы большая роль в жизни каждого человека. И дальше описывается, что роль эта и правда большая и очень важная. Ведь зимой можно столько всего сделать. Когда читаешь стихотворение в начале, можно заметить, что все довольно бодро и по-боевому написано, но дальше - строчки написаны немного с грустной интонацией. Вообще, в целом, стих довольно большой. Каждый куплет имеет четыре строки, поэтому читается удобно и рифмовано.

Анализ стихотворения Детство по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Осень Майкова 7 класс

    Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

  • Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье…

    В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П

  • Анализ стихотворения Кот и лодыри Маршака

    Произведение относится к разряду детского творчества писателя и представляет собой поучительное стихотворение для подрастающего поколения.

  • Анализ стихотворения Я не знаю мудрости Бальмонта

    Поэт практически всегда является мыслителем, тем не менее, нередко он далек от сугубо разумного постижения, напряжения мысли, которая старательно пробирается через череду логических построений

Тип урока – урок «открытие» нового знания

Цель урока : создать условия для формирования умений знакомства с произведением И.З.Сурикова «Детство»

Задачи :

  • Образовательная: формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответ из текста;
  • Развивающая : развитие устной речи, воображения, творческих способностей, развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, развивать интерес к самостоятельной деятельности
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативные качества обучающихся, стремление к получению знаний, формирование нравственного сознания и чувства, потребности и способности к сотрудничеству.

Методы обучения : наглядный, беседа, самостоятельная работа, диалог

Формы обучения : фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Средства обучения

  • для учителя : учебник «Литературное чтение», мультимедийное оборудование, презентация;
  • для учащихся : учебник «Литературное чтение»,карточки с биографией автора.

Планируемые результаты:

  • предметные: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • метапредметные : регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
  • познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.

Применяемые технологии : ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Что для этого надо?

Включение в работу,
организация рабочего места, самоопределение к
деятельности.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные ).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

Учитель читает стихи

Пусть на свете рождаются дети,
Как цветы поднимаются пусть.
Был бы серым наш миг на планете,
Если б детство не красило путь.

- Дети сравниваются с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться…

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное ).

- С чем сравниваются дети? Почему?
- Что значит серый миг ?
- Серый, значит, скучный, бесцветный, безрадостный …Миг - жизнь человека. Строить логическую цепь рассуждений
- Как вы понимаете последнюю строчку: «Если б детство не красило путь.» - Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам

Чему будет посвящено новое произведение
- Учебник (стр.9)
- Кто автор?
- А теперь давайте познакомимся с биографией поэта.

Как вы понимаете – САМОУЧКА?

Презентация «И.З.Суриков» (Приложение)
Слайд 1. Портрет поэта.
Слайд 2 -3. Биография поэта.
Слайд 4. Памятник поэту.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
(Познавательные)

3. Постановка учебной задачи

Почему И.Суриков назвал своё произведение «Детство»?

Определите цели урока

Прослушивают чтение в записи

Р азвиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Построение проекта выхода из затруднений

Прочитайте стихотворение про себя (стр. 9-13)
- Кто главный персонаж стихотворения?
- Что представляли при чтении? Изменились ли зимние забавы детей?

Он написал воспоминания о том, как дети любят кататься зимой на санках, любят слушать сказки…

Представляли, как сами катались и падали.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.
(Коммуникативные )

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов и выражений: ветхий,светец,смежить,омрачать Объясняютлексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец. Регулятивные ).
- Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ? - Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.
- Прочитайте, почему мальчик упал.
- Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте. Что при этом он чувствовал?
Коммуникативные ).

А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей?
- ПЕРЕЗЯБНЕШЬ?
- Кого ещё мы видим в комнате?
- Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ?
- Прочитайте, светло ли в доме?

Выбирают нужное значение на слайде

- О чём мальчик просил свою бабушку?
- Почему – рассказать, а не прочитать?
- Какую же сказку рассказывала бабушка?
- Что значит сердце мрёт?
- Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем?
- Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния природы.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ).
- Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?
- Как поэт пишет о речи старушки? Почему?
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).
- Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне?
- Чем закончился сон? Прочитайте.
- Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?
- Кто делает детство счастливым?
Уметь выслушивать товарищей, договариваться и приходить к общему решению (Коммуникативные
Уметь наблюдать и самостоятельно делать выводы. Познавательные ).

6. Самостоятельная работа в группе

Работа в группе: разделить на части, составить план

Составляют план:
1. Катание с горы.
2. В избе.
3.Дивный сон.
4. Весёлые года.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные )

7. Включение в систему знаний и повторение: работа в паре

Тетрадь на печатной основе: с.8№2

Работают в паре

Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (Коммуникативные)

8. Рефлексия деятельности

Какая была цель урока? - Достигли цели?
- Оцените свою работу.
- На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика.
Д/З: с.9-13; (выучите любую часть наизусть по желанию); Т.с.9 (задание 4, 5)

Подводят итог, делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные )

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

Элементы содержания : развитие читательских навыков; работа с текстом.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приёмами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарём; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть произведение из круга детского чтения;

Различать произведения; сравнивать героев; выделять главную мысль.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания : сравнение произведения разных авторов.

Тема урока . Произведения о родной природе. И. С. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка.

Дополнительное чтение . Русская народная песня. «Берёзонька». Загадка.

Тема: «Стихотворение о зиме»

И Суриков «Детство» (отрывок)

Цель урока : создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метопредметные результаты:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Поздоровались с гостями, тихо сели.

Речевая разминка Слайд № 2

На уроках чтения учитесь не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.

1)Вот и проведём такой тренинг.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки .

2)Представьте, что странные звёздочки с неба упали.

Вам на ладошку легли, не растаяли.

Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с руки! (Повторите 3 раза) Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.

II. Актуализация опорных знаний . Слайд № 3

1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

Слайд № 4

Зинаида Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу” .

– Что помогло вспомнить вам все эти произведения?

III. Проверка домашнего задания

1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

2.Чтение рассказа наизусть М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;

(Читается весь текст)

2) Как художник передал красоту зимнего леса?

(Чтение от слов «В лесу очень тихо …)

(Чтение от слов «Деревья окружены снегом …)

3.А сейчас вы защитите свои творческие работы «Зима в лесу» (рисунки вешаются на доске)

Литературная викторина.

Вы готовы проверить себя, свою память?

Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.

(Рус. нар. сказка «Дети Деда Мороза»)

2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»

(научно-познавательное, художественное произведение о природе, автор

С. Иванов «Каким бывает снег»)

3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)

4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».

5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)

6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

Я один тут властелин!»

7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

Слайд № 5

Физкультминутка

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

IV. Определение темы и цели урока

Если трудный вопрос,
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

(Игра: да, нет )

Дети: сказку.

Учитель: нет.

Дети: рассказ.

Учитель: нет.

Дети: стихотворение.

Учитель: да.

Учитель: о ком?

Дети: о животных.

Учитель: нет.

Дети: о детях.

Учитель: да.

Какой вывод вы можете сделать?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “ Снежок порхает, кружится ”, где будем знакомиться с новым стихотворением.

- Кто его написал разгадайте кроссворд.

Кроссворд Слайд № 6

1.Выгляну в оконце. 2.Белый лёд – белее

Лежит белое суконце. Старый, горбатый.

Всю зиму лежит. Лежит возле хаты:

А зимой убежит. (Снег) Никто его не поднимает.

Весна придёт-

Он сам растает. (Сугроб)

3. Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сновидение)

4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга) Слайд № 7

– Дети расскажут нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовили дома.

V. Знакомство с автором. Слайд № 8

Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь.

Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство” Слайд № 9

- О чем может идти речь в этом произведении?

VI. Знакомство с произведением

1. Чтение стихотворения учителем.

- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

2. Беседа после слушания.

Какое настроение вызывает это стихотворение? (Радостное)

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

Какие чувства испытали, слушая его?

Что увидели?

Что услышали?

- Что почувствовали?

Сначала было весело, а потом грустно.

3. Физкультминутка для глаз.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1.Самостоятельная работа.

Чтение стихотворения про себя.

Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?

Слайд № 10

2.Словарная работа : кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).

Крутая гора - обрывистая гора

3.Моделирование обложки. Слайд № 11

Работа в парах . Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

А теперь давайте проверим.

4. Работа над пословицами. Слайд № 12

В зимний холод всякий молод.

Друг познается в беде.

Слезами горю не поможешь.

Знаем сами – кривы сани.

- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?

Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.

5. Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.

Чтение детьми по четверостишиям.

Учитель . От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)

Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).

Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.

(Вот моя деревня, вот мой дом родной).

А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?

(Он любит свою деревню и дом).

Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).

Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?

(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).

Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).

Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.

Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).

Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)

Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).

Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).

Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).

Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).

Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).

И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.

Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).

Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).

В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).

“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

Какое настроение у мальчика? (Тоска)

Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.

А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.

1 четверостишье Радость.

2 четверостишье Испуг. Боль.

3 четверостишье Обида.

4 четверостишье Тоска.

6. . Самостоятельная дифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой . Слайд №13

1-я группа выполняет задания № 1

Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?

Отметь + или напиши свой ответ.

Бодрое грустное

Весёлое радостное

2-я группа – задания № 3;

«Детство» Иван Суриков

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения Сурикова «Детство»

Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова, «Детство», в настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…

Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом…
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит…

Противопоставлен этому покою живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.

К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.

Вам также будет интересно:

Порядок и правила оформления товарного отчета Бланк товарный отчет торг 29
Товарный отчет форма ТОРГ-29 заполняется торговыми предприятиями для сведения в одном...
Чай с корицей: как заваривать и пить
Необычные на вид почки гвоздичного дерева славятся не только жгучим вкусом и пряным...
Рецепты супа с имбирем: со сливками, картофелем, кокосовым молоком
Суп с имбирем обычно готовится в холодное время года, так как хорошо согревает. К тому же с...
Паштет из грудки курицы. Куриный паштет. С добавлением сыра
Домашний паштет – прекрасный вариант для приготовления полезных и вкусных бутербродов,...
Гадание на воске: значение фигур и толкование
С давних времен гадания на воске были излюбленным способом узнать будущее у всех слоев...